Хрестоматийные примеры влияния примитива на творчество Пикассо,
Ларионова, Гончаровой, Машкова и т.д. убеждают в необходимости
обратиться к первоисточнику, тем более что это влияние не исчерпывается
периодом модернизма - оно ощутимо и значимо в творчестве актуальных
художников.
Укорененное в архаическом сознании, подчиненное весьма
строгому канону, крестьянское искусство вместе с тем являет
удивительное многообразие форм и воплощений. От больших многофигурных
лубочных листов, виртуозной вышивки до "украшения" предметов быта
(прялки, кухонная утварь, детские игрушки и т.д.) - все возвращает
зрителя к животворному творческому "прасостоянию", когда искусство было
органической и неотъемлемой частью действительности.
Крестьянское искусство всегда рождается и живет в счастливом
материальном воплощении. Любая вещь сопричастна миру идей, она
изначально включена в космическое пространство, моделью которого
оказывается в первую очередь ДОМ, и поэтому все, что находится внутри
него, проходит своеобразный обряд инициации, включения в общее
мироздание.
Живописная роспись предметов быта - в данном случае дверей -
исторически более поздний вид крестьянского искусства. От пластики
стабильных форм (резьба по дереву) оно переходит к более изящной,
дающей возможность бoльших вариаций живописной технике. Ее легкость,
так сказать, временность позволяет художнику расширить тематический и
сюжетный регистр произведений: усвоенные через многовековую традицию
символические и зоографические мотивы (львы, птицы Сирин и Алконост)
органично сочетаются с бытовыми зарисовками, отражающими реальные
события, как например, на представленной в экспозиции двери "Прощай,
Терентий" 1940-х гг., на которой изображена сцена прощания с любимым,
уходящим на войну. Красочная роспись пролагает для художника путь от
общего, освещенного опытом предков творчества к индивидуальному
художественному видению, которое позволяет зафиксировать яркие и
знакомые сцены бытовой жизни. Ближайшее и конкретное отчетливо
проявляет чистую эмоцию, которая в своей наивности и трогательности так
поражает современного зрителя.